Обеспечение доступа в здания МБ ДОУ № 4 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Безопасность предметно-развивающей среды МБ ДОУ№ 4
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Консультация родителей и педагогов по защите детей от всех форм физического и психического насилия
Развивающая среда в детском саду построена с учетом развития детей раннего возраста в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого малыша.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых комнатах оформлены различные центры, в которых материалы располагаются в разных функциональных пространствах и оснащаются разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей.
Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.
Предметно-развивающая среда помещений в МБ ДОУ № 4:
Кабинет заведующего ДОУ:
- Основное предназначение: индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями.
- Библиотека нормативно – правовой документации. Компьютер, принтер.
- Документация по содержанию работы в ДОУ (охрана труда, приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр)
Методический кабинет:
- Основное предназначение: осуществление методической помощи педагогам. Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства. Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям
- Оснащение: библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Демонстрационный, раздаточный материал для занятий. Опыт работы педагогов. Документация по содержанию работы в ДОУ (годовой план, тетрадь протоколов педсоветов, работа по аттестации, результаты диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы). Выставка изделий народного декоративно-прикладного искусства; игрушки, муляжи. Изделия народных промыслов: гжель, хохлома, матрешки.
Медицинский кабинет:
Основное предназначение: осмотр детей, консультации медсестры; Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ
Оснащение: материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе. Медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения профилактических прививок.
Групповые комнаты.
Основное предназначение: проведение режимных моментов. Совместная и самостоятельная деятельность. Занятия в соответствии с образовательной программой
Оснащение: детская мебель для практической деятельности; Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Книжный, театрализованный, ИЗОуголок; физкультурный уголок. Дидактические, настольно-печатные игры. Конструкторы (напольный, ЛЕГО). Методические пособия в соответствии с возрастом детей.
Спальные комнаты.
Основное предназначение: дневной сон; гимнастика пробуждения после сна.
Оснащение: спальная мебель.
Приемная комната (раздевалка).
Основное предназначение: информационно-просветительская работа с родителями.
Оснащение: информационные стенды для родителей. Выставки детского творчества.
«Зеленая зона» участка
Основное предназначение: прогулки, наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность, Физкультурные занятия на улице.
Оснащение: прогулочные площадки для детей раннего возраста. Игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование. Дорожки для ознакомления детей раннего возраста с правилами дорожного движения. Альпийские горки, клумбы с цветами, искусственный пруд.
Охрана и укрепление здоровья воспитанников МБ ДОУ № 4.
Организация питания детей
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21, модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности.
Наличие специалистов и кабинетов обеспечивает ведение занятий с детьми 1,6-7 лет по подгруппам, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение речи и познавательной сферы), способствует созданию комфортных условий, благоприятного микроклимата.
Специфика дошкольного учреждения вида позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – логопеда, психолога, инструктора ФК, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа. Поэтому мы строим индивидуальный режим для каждого ребёнка с ОВЗ, соблюдая при этом его образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования. Как и при составлении общей сетки видов деятельности, при составлении графиков индивидуальной занятости, специалисты, работающие с ребёнком, учитывают распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. При этом педагоги ориентируются на состояние здоровья ребёнка (снижение общей нагрузки для детей 3-й группы здоровья, уменьшение количества индивидуальных занятий с узкими специалистами познавательного и художественно-эстетического направления, замена их работой физкультурно-оздоровительного содержания и т.п.)
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой сети специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований СанПин 3.3686-21.+ и с учётом реализуемых программ, имеют согласование с СЭС.
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
Педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по физкультурно-оздоровительной системе «Расти здоровым, малыш!»,в которой в основу работы всего коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Расти здоровым, малыш!» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу в ДОУ курирует врач-педиатр детской поликлиники №1, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
- осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
- антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 1,6 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
- анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
- ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
- осмотр детей педиатром;
- лечебно-профилактические мероприятия:
— витаминотерапия;
— фитотерапия;
— иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
— полоскание горла солевым раствором;
— глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);
— в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
— разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
— разработаны индивидуальные листы питания для детей с пищевой аллергией.
- Ежегодно проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами.
- Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
- Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
- Социальная адаптация вновь поступивших детей.
- Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и коммуникативной сферы.
Учителями – логопедами:
- Ранняя диагностика развития речи детей.
- Диагностика развития речи вновь поступивших детей по запросам воспитателей и родителей.
Воспитателями:
- Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
- Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
— 1 младшая группа. 1 полугодие – воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие – контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
— 2 младшая группа. Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
— Разновозрастные группы. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
Цели использования здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ:
Применительно к ребенку: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его); валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно ко взрослым: Содействие становлению культуры здоровья валеологическому просвещению родителей. Решению оздоровительных задач способствуют следующие формы организации детей:
Формы и методы | Содержание | |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни. | — щадящий режим (адаптационный период)
— гибкий режим; — организация микроклимата и стиля жизни группы; |
2 | Физические упражнения | — утренняя гимнастика;
— физкультурно-оздоровительные занятия; — подвижные и динамичные игры; — профилактическая гимнастика; — спортивные игры; — пешие прогулки. |
3 | Гигиенические и водные процедуры. | — умывание;
— мытье рук; — игры с водой; — посещение бассейна. |
4 | Свето-воздушные ванны. | — проветривание помещений;
— сон при открытых фрамугах; — прогулки на свежем воздухе; — обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5 | Активный отдых | — развлечения, праздники;
— игры – забавы; — дни здоровья; — каникулы. |
6 | Арома- и фитотерапия | — ароматизация помещений;
— фитопитание (чаи, коктейли, отвары); — аромаподушки (саше); |
7 | Диетотерапия | — рациональное питание;
— индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания). |
8 | Свето- и цветотерапия | — обеспечение светового режима;
— цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. |
9 | Музтерапия | — муз. сопровождение режимных моментов;
— муз. оформление фона занятий; — муз. театрализованная деятельность; |
10 | Аутотренинг и психогимнастика | — игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
— игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; — коррекция поведения. |
11 | Спецзакаливание | — босохождение;
— игровой точечный массаж; — обширное умывание; — дыхательная гимнастика. |
12 | Пропаганда ЗОЖ | — эколого-валеологический театр;
|
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНЫМ СЕТЯМ
Вид информационной системы, количество | Вид помещения | Функциональное использование | Категория пользователей |
ПК 2 шт. | Кабинет заведующего | Работа с отчетной документацией, электронной почтой и т.д. | Заведующий, заместитель заведующего |
ПК 1 шт. | Методический кабинет | Выход в сеть «Интернет», осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, семинаров, педагогических советов, работа с отчетной документацией, оформление педагогических опытов | Заместитель заведующего, воспитатели |
ПК 1 шт. | Кабинет педагога психолога, логопеда | Работа с отчетной документацией | Педагог-психолог, логопед |
Организация питания детей.
Организовано 5-ти разовое сбалансированное питание, включающее в себя йодо–содержащие продукты (хлеб йодированный, йодированная соль), соки, фрукты. Проводится витаминизация витамином С третьего блюда. В период эпидемий гриппа и ОРВИ в рацион детей вводится чеснок, лук. Соблюдается питьевой режим.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
САЙТ | НАПРАВЛЕНИЕ |
http://allbest.ru/libraries.htm
|
Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам |
http://fcior.edyu.ru
|
Портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов. |
http://kataiog.iot.ru | Каталог образовательных ресурсов в сети Интернет |
http://letopisi.ru | Летописи |
http://metodist.lbz.ru
|
Методическая служба |
http://pedilib.ru/
|
Сайт педагогической библиотеки |
http://window.edu.ru
|
Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
http://www.apkpro.ru | Повышение квалификации работников образования |
http://www.edu.ru | Главный портал Министерства науки РФ «Российское образование» |
http://www.ict.edu.ru | Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов. |
http://www.inter—pedagogika.ru | Педагогика для детей и родителей |
http://www.ndce.edu.ru | Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для общего образования |
http://www.oim.ru | Образование: исследовано в мире |
http://www.openet.edu.ru | Российский портал открытого образования |
http://www.platforma.ru | Платформа интернет-проектов |
http://www.rektor.ru | Центр комплексного снабжения учебных заведений |
http://www.rusedu.info | Информационные технологии в образовании |
http://www.school—collection.edu.ru
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.trizway.com | Сайт лаборатории образовательных технологий |
http://www.uchteh.ru | Учебная техника и наглядные пособия |
http://dob.lseptemder.ru | Газета «Дошкольное образование» |
http://resobr.ru
|
РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: портал для специалистов ДОУ |
http://ped-kopilka.ru | Учебно-методический кабинет |
http://dohcolonoc.ru | Все для воспитателей детских садов |
http://doshkolata.ru | Дошколята.ру |
http://detsad-kitty.ru | ДЕТсад |
http://detsadciub.ru | ДетсадКлуб |
http://pochemuchca.ru | Почемучка |
http://solnet.ee | СОЛНЫШКО |
http://chudesenka.ru | Чудесенка |
http://fantik-bantik.ru | БантикФантик |
http://kid.ru | Дети |
http://obruch.ru | Журнал Обруч |
http://logoburg.com | Логобург |
http://logolife.ru | Логопедия для всех |
http://logoped.ru | ЛОГОПЕД.ру |
http://musical-sad.ru | Музыкальный сад |
http://horeograf.com | Для хореографа |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
САЙТ | НАПРАВЛЕНИЕ |
http://lukoshko.net
|
«Лукошко сказок». Детская электронная библиотека – народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей |
http://www.cofe.ru/read-ka | «Почитай-ка». Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких |
http://www.murzilka.org/info/about/ | Популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» |
http://www.kinder.ru | Каталог детских ресурсов Интернет киндер.ру. Более 1000 ссылок на сайты о детях и для детей |
http://www.deti-book.info | Детская электронная библиотека |
http://www.solnet.ee | «Солнышко» сайт для детей и родителей |
http://razvivashka33.ru | «Развивашка» сайт для детей и родителей |
http://chudesenka.ru | «Чудесенка» сайт для детей и родителей |
http://bebiki.org | «Бэбики» сайт для детей и родителей |
http://www.kindereducation.com | «Дошколенок». Журнал для умных деток и их родителей. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки ИЗО, игры и конкурсы (от 4-х лет) |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные презентации и клипы |
http://www.syper-games.ru/detskie_igri/page/1/
|
Детские развивающие игры различной направленности |
http://www.solnet.ee/games/g1.html | ИГРОТЕКА |
http://www.babylessons.ru/games_for_children/
|
Детские развивающие игры, уроки, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты |
http://www.logozavr.ru | «Уроки мудрой совы» — игровые упражнения для дошкольников |
http://kroha.bn.ua/games
|
Комплекс развивающих компьютерных игр для детей от 4 до 7 лет |
http://rapibdshare.com/fales/1981150/…part.rar.html
|
Полезное видео для родителей |
http://skazochnaya.ru | Все лучшее детям. Игры, раскраски, музыка, чтение. |
Ясли