Если детский сад всерьёз ставит перед собой задачу вывести систему взаимоотношений с родителями воспитанников на качественно иной уровень, то, пожалуй, первый специалист, который для этого должен быть задействован « на все сто», — это психолог. Он должен выбрать правильный стиль общения с родителями, всемерно способствовать их психологическому просвещению, самостоятельности в оценке развития и его перспектив. Психолог призван вербовать среди родителей коллег-волонтеров. А это совсем непросто.
Учитывая тот факт, что дошкольник нередко впервые встречается с психологом лишь при поступлении в школу, можно предложить специальный тест для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Д.Чейпи, смогут сами приблизительно оценить уровень развития своих детей.
Оценка развития познания.
1. Владеет ли ребёнок основными понятиями, например: правый, левый; большой, малый; в, из?
2. Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые не могут катиться?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории ?
4. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребёнок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита ?
Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребёнку сопровождать вас на почту, в сбербанк, магазин?
7. Бывал ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребёнку бывать в зоопарке, деревне, музее?
9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книги ли рассказывать ему какие-то истории?
10.Проявляет ли ребёнок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
11.Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12.Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
13.Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14.Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы : на столе, по столом?
15.в Состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой0нибудь произошедший с ним случай ?
16.Четко ли ребёнок выговаривает слова ?
17.Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
18.Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или исполнить роль в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19.Выглядит ли ребёнок веселым ( дома и среди товарищей)?
20.Сформировался ли у ребёнка образ себя, как человека, который многое может?
21.Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22.Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми в выполнении задания ?
Оценка умений общения
23.Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними своими вещами?
24.Соблюдает ли малыш очередность. Когда этого требует ситуация?
25.Способен ли ребёнок слушать других не перебивая ?
Оценка физического развития
26.Хорошо ли ребёнок слышит?
27.Хорошо ли ребёнок видит?
28.Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29.Развита ли у ребёнка координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30.часто ли ребёнок бывает бодрым и увлеченным?
31.Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
32.Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? (Например, найти картинку, непохожую на остальные)?
33.Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например: «б» / «п»,
«кот» / «год».
Зрительная память
34.Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показали серию из трех картинок, а затем убрали одну из них?
35.Знает ли ребёнок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36.Способен ли ребёнок разложить по порядку ( в заданной последовательности ) серию картинок?
37.Понимает ли ребёнок , что читать надо слева направо?
38.Может ли ребёнок самостоятельно , без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39.Может ли малыш интерпретировать картинку : сформулировать главную мысль , проследить связи ?
Уровень слуховых способностей
40.Может ли ребёнок рифмовать слова ?
41.В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например: «лес» / «вес».
42.Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43.Способен ли ребёнок пересказать историю , сохранив её мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44.Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
45.Внимательно и с удовольствием ли ребёнок слушает, когда ему читают вслух?
46.Задает ли ребёнок вопросы о словах и других печатных знаках?
Оценка подготовки к школе
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли ваш ребёнок к обучению. Для этого ответьте на вопросы , которые может задать психолог при поступлении ребёнка в школу.
Может ли ваш ребёнок
1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т.е. не показывать пальцем, а сказать: «куртка», «конфета», «цыпленок»?
2. Изъясниться связно, например : «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами?
4. Четко выговаривать свое имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашом или мелками на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не поранившись?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Проявлять внимание , когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Положительно оценивать себя: я – человек, который многое может?
15. «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
16. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам?
17. Ладить с другими детьми?
Оценка ваших взаимоотношений с ребенком
В заключении правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимоотношения с ребёнком:
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы , что говорит ребёнок?
3. Смотрите ли Вы на малыша , когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребёнка?
6. Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с ребёнком?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?
11. Поощряете ли Вы ребёнка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребёнка дома хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли дома хотя бы одно место ( например, полка) , которое отведено только ребёнку?
14. Стараетесь ли Вы подать ребёнку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное, из прочитанного вами, с семьей и с ребёнком?
16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а)у зубного врача; б) в магазине?
17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?
22. собираетесь ли вы сводить ребёнка в театр, зоопарк, музей?
Оценка результатов
Ключ : за каждый ответ «почти всегда» начислите 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов.
Полученные результаты сложите. Если сумма 88-45 баллов – здорово;
44-23 балла – неплохо; меньше 22 баллов – стоит задуматься.