В современном мире возникает необходимость выделить в содержанииработы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностногоразвития и образовательные аспекты. На современном этапе проблемасенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возниклапедагогическая необходимость в поиске эффективных путей созданияпедагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развитиямалыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.Сенсорное воспитание — это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизниявляется залогом успешного осуществления разных видов деятельности,формирования различных способностей. Успешность умственного,физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит отуровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенноребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно,чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во всемоменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающейжизни: предметов, их свойств и качеств. Проблемаформирования сенсорной культуры является приоритетной, имеетпервостепенное значение в развитии ребенка и требует пристальноговнимания.
В нашем детском саду работает замечательная и очень любимая детьми, Татьяна Евгеньевна Заболотняя,воспитатель высшей квалификационной категории,стаж работы более 30 лет и почти вся её педагогическая деятельность с детьми раннего возраста.И на данный момент,уже не первый год, этот педагог работает с детьми в возрасте 1,6-3 года.В рамках кружка раннего интеллектуального развития «Умка» для детей раннего возраста, она уделяет большое внимание занятиям,которые развивают сенсорную восприимчивость младших дошкольников,расширяют кругозор детей,развивают речь путем развития мелкой моторики рук, навыки общения и самостоятельность,прививают любовь к природе и учат познавать окружающий мир.Темы и пособия её занятий очень разнообразны.Здесь настенные модули и модули с дверцами и замками,различные коробочки с цветными колышками,с вязанными мячиками,с бантиками, пуговичками и крышками,различные пирамидки и вкладыши,матрёшки и мозаики,сенсорные рамки с лентами,кнопками,шнурками, застёжками,крючками,лабиринты большие и маленькие,кубики деревянные и мягкие,настольные,пальчиковые,теневые , Би-Ба-Бо и другие театры,плоскостные и объёмные фрукты, овощи, животные, посуда и т.д., кувшинчики, тазики и другие сосуды для опытов с водой, ящики и коробки с сыпучими материалами, волшебные тактильные мешочки, кольца и игрушки с резьбовым соединением,бусы и шнуровки, шумовые коробочки и музыкальные игрушки, вырезанные педагогом контуры из бумаги и картона, пальчиковые краски и штампики, природный и бросовый материал, разнообразные дидактические игры и иллюстрационный материал, и много-много другого материала. Татьяна Евгеньевна стремится к тому, чтобы малыши, с которыми она работает,к 3 годам умели успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей, сортировать предметы по различным характеристикам, определять объекты по силуэту, обозначать один или несколько сенсорных признаков для каждого известного предмета, отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.На занятиях Татьяны Евгеньевны эмоции малышей не знают границ! Они выплескиваются через край!
Заместитель заведующего Екатерина Владимировна Ткаченко.